Выбери любимый жанр

Детство человечества - Никольский В. К. - Страница 1


Изменить размер шрифта:

1

Профессор

В. К. Никольский

ДЕТСТВО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Детство человечества - i_001.jpg

ВВЕДЕНИЕ

Циклопы и «дивьи люди»

Нет на земле такого человеческого общества, в котором не делалось бы по крайней мере попыток проникнуть в отдаленнейшее прошлое.

Древние греки, или эллины, уже две с половиной тысячи лет тому назад достигли высокого культурного развития. Сохранилось много литературных памятников, знакомящих нас с тем, как жили и мыслили передовые народы древности. Но, изучая эти памятники, мы убеждаемся, как мало знали даже самые образованные люди древнего мира о природе, земле и ее обитателях, какие небылицы принимались за чистую монету даже самыми просвещенными из них.

Заглянем, например, в «Одиссею» Гомера, в поэму, которая является одной из жемчужин мировой литературы. В ней, в девятой песне, Одиссей рассказывает о том, как во время своего путешествия, полного самых удивительных приключений, он от мирных лотофагов, то есть народа, питающегося лотосами, попал к вызывающим ужас одноглазым уродам, к свирепым, «не знающим правды», циклопам.

Одиссей подробно и красочно изображает одного из них, людоеда Полифема:

Муж великанского роста в пещере той жил; одиноко
Пас он баранов и коз и ни с кем из других не водился,
Был нелюдим он, свиреп, никакого не ведал закона;
Видом и ростом чудовищным в страх приводя, он несходен
Был с человеком, вкушающим хлеб, а казался лесистой,
Дикой вершиной горы, над другими воздвигшейся грозно.

Мы теперь отлично знаем, что циклопы — это плод поэтического воображения. При наших научно проверенных сведениях о прошлом земли, о ее обитателях, об устройстве и работе человеческого организма нам хорошо известно, что одноглазых великанов никогда не было и быть не могло. Однако не только двадцать восемь веков тому назад, когда создавалась «Одиссея», но и гораздо позже люди всерьез принимали рассказы о фантастических человекоподобных существах, живущих будто бы в разных уголках нашей планеты.

Говорящие птицы и звери, люди-оборотни, способные обращаться в животных, великаны ростом выше «леса стоячего», и крохотные, пролезающие в замочную скважину карлики, женщины с рыбьими хвостами, многоголовые змеи и изрыгающие пламя драконы, — все это для невежественных людей, в особенности для дикарей, отрезанных от всего мира, бессильных перед природой и боящихся всего на свете, не сказки, а нечто вполне правдоподобное и даже реальное. «Сказка — складка, а песня — быль», — говорит наша народная пословица. У людей, стоящих на низших ступенях культуры, сказочные, созданные фантазией существа большей частью считаются не «складкой», а «былью».

Культурные народы древности — египтяне, халдеи, китайцы, индусы, греки, римляне — уже несколько тысяч лет тому назад далеко ушли в своем развитии от бродячих охотников Австралии или Южной Америки. Им принадлежит целый ряд величайших открытий в области техники и науки. В наследство от них мы получили и плуг, и колесо, и металлургию, и календарь, и алфавитное письмо, и многое другое, чем справедливо может гордиться человечество. У этих культурных народов древности существовали уже многолюдные цветущие города, грандиозные сооружения, как, например, египетские пирамиды и вавилонские ступенчатые храмы, римские шоссейные дороги и водопроводы. Однако и у этих культурных народов древности представления о мире и человеке были еще очень далеки от подлинной науки.

В этом нет ничего странного. Как мал, узок и ограничен был самый мир этих древних народов по сравнению с тем, что мы теперь знаем о вселенной! И древние египтяне, и ассирийцы, и персы, и греки, и римляне создавали огромные государства, но эти государства не выходили, в сущности, из границ той сравнительно узкой территории на стыке трех материков (Европы, Азии и Африки), которую называют иногда Средиземноморьем.

До наших дней сохранилась одна клинописная глиняная табличка, на которой изображена «карта мира» по представлению древних вавилонян, живших в VIII веке до нашей эры. Земля на ней изображена в виде диска, окруженного двумя кругами. Между этими кругами предполагался океан, обозначенный на «карте» как «соленая вода». Две параллельные линии на диске изображают Тигр и Евфрат, которые в то время впадали в Персидский залив отдельными устьями. Маленькими кружочками на этой «карте» обозначены города Месопотамии. Вот и весь мир в представлении древних вавилонян! Все, что находилось за пределами Месопотамии и ближайших стран, с которыми вавилонян связывали торговые и политические отношения, было для них сплошным «белым пятном».

Такие представления являются общими для всех культурных народов древности. Египтяне изображали землю в виде человеческой фигуры, у которой сердцем был Египет, а центром — столица Фивы. Индусы центром земли считали священную гору Меру, а древние греки помещали в центре земли гору Олимп, бывшую будто бы «обителью богов».

Правда, путешествия финикийцев, этих наиболее смелых и предприимчивых торговцев и мореплавателей древности, а также завоевания римлян значительно расширили «мир» средиземноморских народов. Однако вплоть до эпохи великих географических открытий, то есть до XVI века, вне поля зрения культурного человечества оставались не только Америка и Австралия, но и большая часть Азии, Африки и Европы. Как мала была часть земли, известная в описании историка Геродота (V век до нашей эры), какую незначительную часть земной поверхности включали границы Римской империи даже во времена ее наибольшего могущества! Геродот был одним из образованнейших людей своего времени, но известный ему мир кончается на востоке Аравией и рекой Индом, на юге — Ливией, на западе — Гибралтарским проливом, или, как он в древности назывался, Геркулесовыми столбами, и на севере — Скифией, то есть северным побережьем Черного моря, где тогда жили воинственные скифы.

Что касается Римской империи, или, как говорили сами Римляне, римского «круга земель», то ее границы почти целиком совпадают с «миром» Геродота, и лишь в северо-западном углу эти границы несколько расширены вверх, до Британии. Греческие и римские географы, конечно, слышали или догадывались о том, что и за этими пределами существуют какие-то страны и народы, однако сведения их на этот счет носили самый смутный или фантастический характер. Таким образом, еще четыреста лет тому назад народы и племена большей части земного шара были отрезаны от стального мира и почти ничего не знали о существовании друг друга.

Отдельным отважным путешественникам древности иногда удавалось проникнуть сравнительно далеко за пределы культурного мира, но эти вылазки были случайные, кратковременные, а описания их очень поверхностные. На своих многовесельных триремах и галерах мореплаватели древности не решались уходить далеко от берега. Судоходство финикийцев, греков и римлян всегда имело каботажный, прибрежный характер и не позволяло совершать далекие морские, а тем более океанские путешествия.

Циклопы «Одиссеи» могут показаться верхом правдоподобия по сравнению с теми средневековыми представлениями об обитателях нашей планеты, которые существовали в течение тысячелетия, отделяющего падение Римской империи от эпохи великих географических открытий.

Здесь помещено изображение «дивьих людей», взятое из книги, изданной в 1550 году.

Детство человечества - i_002.jpg

«Дивьи люди» (рисунок из «Космографии», изданной в 1680 году).

Это — обитатели Индии, какими их представляли себе во времена средневековья. В этой книге были описаны и другие нелепые уроды: люди с одним бедром, будто бы способные, несмотря на это, очень быстро бегать и имеющие такую длинную и широкую ступню, что они могли прикрываться ею от солнца, как зонтиком, и гиганты-циклопы, и двухголовые карлики, и ацефалы, то есть люди, лишенные головы, с лицом на груди, и, наконец, киноцефалы (собакоголовые), о которых в книге самым серьезным тоном рассказывалось следующее:

1
Перейти на страницу:
Мир литературы

Жанры

Фантастика и фэнтези

Детективы и триллеры

Проза

Любовные романы

Приключения

Детские

Поэзия и драматургия

Старинная литература

Научно-образовательная

Компьютеры и интернет

Справочная литература

Документальная литература

Религия и духовность

Юмор

Дом и семья

Деловая литература

Жанр не определен

Техника

Прочее

Драматургия

Фольклор

Военное дело